Черно-белые фотографии сделаны в угольном бассейне Западной Украины в 2017 году.
На них можно увидеть территорию нескольких, постепенно прекращающих свою работу государственных угольных шахт, расположенных в окружении природы возле Нововолынска, – небольшого граничащего с Польшей города.
Шахты утопают в растительности, словно природа уже вытеснила деятельность человека, пришла в оставленные им места и снова завладела ими.
Рабочие на черно-белых фотографиях – те, кто на протяжении 2015 и 2016 годов боролись за то, чтобы их шахту закрывали в соответствии с нормами экологии. Ради того, чтобы внезапное закрытие шахты не обернулось для их города экологической катастрофой, они ездили в Киев, участвовали в многодневных протестах, объявляли голодовку и пытались привлечь на свою сторону СМИ.
На одной из фотографий – заросшие травой гранитные плиты. Это могильные камни, которыми в конце 90-ых годов государство, словно желая подшутить, выплачивало зарплату шахтерам.
Как правило, протесты рабочих связаны с надеждами увеличить зарплату, сохранить рабочие места или увеличить их число, получить компенсации за закрытие предприятий и возможность сменить квалификацию. Но тут – совсем другой, уникальный случай. Рабочие протестовали не ради того, чтобы отвоевать свою шахту, а чтобы сохранить пространство вокруг нее – природу и город.
Мне бы хотелось, чтобы у этой серии фотографий не было названия. Потому что она говорит не о возникновении, а об исчезновении, неизбежно возникающем в городском и социальном пространстве пробеле, который пока ничем не планируется заполнить.
Выражаю благодарность Независимому профсоюзу горняков Украины за содействие в создании этих фотографий.
–
Евгения Белорусец – художница и писательница, которая живет и работает в Киеве и Берлине. Она является основательницей Prostory.net.ua, журнала про литературу, искусство и политику, и членом кураторской группы Худрада.
–