In commodo lectus imperdiet, convallis est ut, efficitur nisi. Nulla scelerisque sollicitudin aliquam. Vestibulum rutrum lacus et convallis molestie. Nam dictum erat purus. Duis consequat elementum congue. Cras metus tellus, rutrum eget lorem a, posuere tristique nunc. Donec tincidunt ante at ligula aliquet blandit. Ut volutpat mi et ex tristique, a porttitor ante fringilla. Quisque feugiat turpis nec lorem mollis dictum. Integer vulputate libero quis neque pharetra, pretium viverra ex euismod.
In commodo lectus imperdiet, convallis est ut, efficitur nisi. Nulla scelerisque sollicitudin aliquam. Vestibulum rutrum lacus et convallis molestie. Nam dictum erat purus. Duis consequat elementum congue. Cras metus tellus, rutrum eget lorem a, posuere tristique nunc. Donec tincidunt ante at ligula aliquet blandit. Ut volutpat mi et ex tristique, a porttitor ante fringilla. Quisque feugiat turpis nec lorem mollis dictum. Integer vulputate libero quis neque pharetra, pretium viverra ex euismod.
Меджибож – это небольшой поселок в Хмельницкой области.
Первые упоминания о еврейской общине Меджибожа можно встретить в конце XV – начале XVI века. Это была своего рода tax free зона: польский король Сигизмунд I предоставил общине налоговые льготы, что способствовало ее быстрому развитию.
К началу XVII века община Меджибожа стала одной из самых значительных в Подолии.
К середине XVII века, около 1648-53 годов, силы Богдана Хмельницкого несколько раз захватывали Меджибож. В конце 1650-х община была восстановлена.
Со второй половины XVIII века Меджибож стал важнейшим центром зарождающегося хасидизма. В 1740-60 годах в Меджибоже основал первую хасидскую общину Исраэль бен Элиэзер Бааль Шем Тов. В Меджибоже родился и провел детские годы основатель брацлавского направления в хасидизме Нахман из Брацлава.
В начале XX века еврейское население активно присоединялось к сионитскому движению. Но уже к концу 1920-х большинство синагог было закрыто и еврейские организации распущены. Помещение бет-мидраша, основанного Бааль Шем Товом, и бережно хранившиеся там хасидами шапка, посох и кресло знаменитого проповедника просуществовали до 1941 года.
Меджибож был взят немецкими войсками 8 июля 1941 года.
22 сентября 1942 года большинство обитателей меджибожского гетто были расстреляны в оврагах на берегу Буга. Согласно советским данным, число жертв Холокоста, захороненных в оврагах к западу от Меджибожа, составляет 2558 человек. После окончания войны около двух десятков еврейских семей вернулись в Меджибож.
Осенью 1988 года группа молодых хасидов во главе с Ильей Дворкиным отправилась из Ленинграда в Меджибож. Они сняли 11 фильмов. Вот комментарий автора: «10 коротких фильмов, снятых в Славуто и Бершади, дают уникальную возможность встречи с последними евреями, получившими еврейское образование и выросшими до Второй мировой войны в живой общине. Мы также видим, что происходит с городком (Судилков), в который евреи не вернулись. Последний, полнометражный фильм «Путешествие в Меджибож» выводит на экран участников экспедиций в их встрече с городом, из которого вышел хасидизм. В нем я хотел показать, что значила для нас встреча с местечками Украины, каким поворотным пунктом для наших жизней она оказалась». Эти фильмы были смонтированы лишь спустя 20 лет, с 2006 по 2009, в Израиле.
В июне 2019 года я вместе с другом и напарником по «новому еврейскому искусству» Гарри Краевцом отправился в Меджибож.
In commodo lectus imperdiet, convallis est ut, efficitur nisi. Nulla scelerisque sollicitudin aliquam. Vestibulum rutrum lacus et convallis molestie. Nam dictum erat purus. Duis consequat elementum congue. Cras metus tellus, rutrum eget lorem a, posuere tristique nunc. Donec tincidunt ante at ligula aliquet blandit. Ut volutpat mi et ex tristique, a porttitor ante fringilla. Quisque feugiat turpis nec lorem mollis dictum. Integer vulputate libero quis neque pharetra, pretium viverra ex euismod.
Мое «исследование» для проекта Creating Ruin я решил оформить в виде киносценария и саундтрека к будущему фильму, который, возможно, никогда не будет снят.
Что же является объектом моего «исследования»?
Возможно, это феномен религиозного туризма? Зарождающаяся инфраструктура, модель которой можно обнаружить в другом сакральном хасидском центре – Умане? Возможно. Четко и ясно ответить на этот вопрос я не могу. Да и к чему?
В конце концов, офисный баухаусный стул, кем-то забытый на кладбище, порождает массу ассоциаций и соблазнов к интерпретации. Почему бы ему не стать этим объектом исследования?
In commodo lectus imperdiet, convallis est ut, efficitur nisi. Nulla scelerisque sollicitudin aliquam. Vestibulum rutrum lacus et convallis molestie. Nam dictum erat purus. Duis consequat elementum congue. Cras metus tellus, rutrum eget lorem a, posuere tristique nunc. Donec tincidunt ante at ligula aliquet blandit. Ut volutpat mi et ex tristique, a porttitor ante fringilla. Quisque feugiat turpis nec lorem mollis dictum. Integer vulputate libero quis neque pharetra, pretium viverra ex euismod.
А может быть, это милый краеведческий музей Меджибожа?
Или история Бааль Шем Това? Четкого ответа на этот вопрос у меня по-прежнему нет.
Я думаю, что самое время начать сценарий.
Медленно из темноты появляется кадр с панорамной съемкой крепости Меджибожа, камера движется от крепости, спускаясь вниз. Мы видим автобус, припаркованный невдалеке. Из автобуса выходит группа людей, впереди, прихрамывая, идет режиссер Петро Олар. Он привез в Меджибож литовских актеров.
Они медленно разбредаются в разные стороны, осматривая крепость. Камера следует за одним из актеров. Мы видим, как он входит в какую-то комнату крепости.
Камера входит в зал абсолютно пустой синагоги, колонны, подпирающие потолок, – буквально скульптуры Бранкузи. На несколько минут камера останавливается. Мы видим статичный кадр: пустая синагога.
Вдруг в зал заходят люди. Они полностью заполняют зал. Они внимательно слушают экскурсовода. Внезапно он достает из кейса кларнет и начинает играть.
Камера движется к выходу.
Типичный придорожный «дворец отдыха». Из ресторана выходят литовские туристы. Камера движется внутрь зала. На столах – остатки еды и почти полные бутылки водки. Режиссер Петро Олар что-то рассказывает двум литовцам, сидящим за столом. Он говорит на непонятном языке, отдаленно напоминающем итальянский. После нескольких минут разговора камера передвигается в сторону окна, там через белый засвет мы видим следующую сцену.
Белый куб, посреди которого расположен длинный деревянный стол. На столе стоят стаканы и бутылки с минеральной водой. Люди, собравшиеся за столом, – участники конференции, посвященной строительству музея современного искусства имени Бааль Шем Това на базе местного краеведческого музея.
–
Николай Карабинович – художник, исследователь, живет и работает в Генте (Бельгия). Работает с видео, текстом, звуком и перфомативными практиками.
–